1. Классы специализированной подготовки МБОУ ЭКЛ в 2020/21 учебном году:

7И, 8И, 10И инженерной (IT) направленности и 9М и 11М классы специализированной математической подготовки.

  1. Специализированные классы лицея в 2019/20 учебном году:

В рамках реализации регионального проекта по открытию специализированных классов  и лицейской  программы работы с одаренными детьми  в 2019/20 учебном году в лицее функционировали специализированные 8М,  10М и 11М классы математической,  7И (IT), 9Г(IT)  и 11И классы инженерно-технологической направленности.

На базе данных классов  были реализованы программы углубленного изучения математики,  сопутствующих предметов – физики, информатики. В соответствии с учебным планом специализированной подготовки и в рамках программы внеурочной деятельности реализованы программы элективных курсов, соответствующих специализации классов. В течение учебного года осуществлялась организация научно-исследовательской деятельности лицеистов,  обеспечивалось их участие в олимпиадах, конкурсных мероприятиях, проводимых в соответствии с календарем образовательных событий министерства образования НСО.

В рамках организации  жизнедеятельности специализированных классов  было обеспечено психолого-педагогическое сопровождение   учащихся, организовано построение индивидуальных траекторий их развития, организовано   взаимодействие с семьей, учителями, социальными партнерами, осуществлялась разработка  специального научно-методического и психолого-педагогического инструментария.

В  работе с обучающимися  выявлялись их индивидуальные образовательные запросы,  специфические трудности в обучении, осуществлялся мониторинг уровня учебной успешности и, соответственно, трудностей.

В соответствии с планом работы классов специализированной подготовки учителями-предметниками, классными руководителями проводилась работа по привлечению учеников к различным конкурсным мероприятиям, осуществлялся контроль их занятости во внеурочной и внеклассной работе, включая спортивные секции и творческие студии.

  1. Навыки будущего. Мероприятия, участниками которых стали ученики специализированных классов лицея в 2019/20 учебном году:

Инициатива «Навыки будущего» является органичным продолжением внедрений, вызванных национально-технологической инициативой. Она направлена на модернизацию системы общего и дополнительного образования России и реализацию проектов по:

  • внедрению современных моделей, программ, технологий и инноваций, ориентированных на развитие компетенций и навыков XXI века;
  • повышению эффективности дополнительного образования;
  • развитию неформального образования.

В муниципальной системе образования реализуется программа «Навыки будущего», в рамках которой проводятся мероприятия, формирующие компетенции будущего. В 2019/20 учебном году ученики специализированных классов лицея стали активными участниками этой программы.

По заказу мэрии города Новосибирска с 2019 года МАУ «Городской центр проектного  творчества» города Новосибирска  реализует программу «Подготовка инновационных кадров», в рамках которой ежемесячно проводились стратегические сессии, направленные на формирование у участников метакомпетенций, управленческих навыков, навыков проектной деятельности и навыков работы в команде. Ученики специализированных классов лицея приняли участие в следующих тематических сессиях:

  • «Моделирование механизмов взаимодействия общественных институтов со школьниками и студентами»;
  • «Разработка концепций образовательных и социо-культурных сред в условиях крупного мегаполиса»;
  • «Разработка концептуальных основ современной профориентации»;
  • «Коды идентичности. Преемственность поколений «Сильные духом»;
  • «Сильные духом» — антропологема на все времена: вчера – сегодня – завтра»;
  • «Капитализация потенциала молодежи. Подготовка кадров для экспериментального молодежного производства в рамках концепции «расширенного воспроизводства»;
  • «Культурные коды и культурный манифест поколений. Молодежь как драйвер развития территории».

С 11 по 28 февраля  ученики инженерных классов IT-направленности  приняли участие в следующих мероприятиях, которые проводились Новосибирским государственным университетом экономики и управления «НИНХ» в рамках Дней науки:

  • открытая лекция «Искусственный интеллект и большие данные (Big Data)» «Специалист по Big Data как профессия будущего»;
  • открытая лекция «Криптография и шифрование»;
  • открытая лекция «Компьютерная графика как новый вид искусства в цифровую эпоху»;
  • открытая лекция «Финансовые пирамиды как вид финансового мошенничества»;
  • открытая лекция «Современная вычислительная техника и компьютерные сети».

11 февраля 2020 года на базе ГБПОУ НСО «Новосибирский авиационный технический колледж им С. Б. Галущака»  в рамках соревнований VII Открытого Регионального чемпионата «Молодые профессионалы»  для обучающихся специализированных классов лицея  проведена тематическая  профориентационная экскурсия по профессиям будущего, в частности, «Реверсивный инжиниринг».

с 10 по 14 февраля 2020 года в Новосибирской области проводился VII Открытый Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Наши ученики из специализированных классов  стали участниками в следующих компетенциях:  «Инженерный дизайн – CAD»,  «Предпринимательство»,  «Технология моды».

6 февраля 2020 года  ученики экономических классов лицея приняли участие в открытом уроке «ЖКХ: Живи энергоэффективно» и игре-квест-соревновании, которые проводились на базе ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ».

28 января ученики специализированных классов лицея стали участниками образовательного полигона «Инженериум 2020», который проводился на базе Второй Новосибирской гимназии. Предпринимательские компании лицея представили на нем свою продукцию.

23 января  на базе Бизнес-инкубатора Новосибирского государственного университета экономики и управления НГУЭУ («НИНХ»)  прошел очный тур регионального этапа всероссийского конкурса школьных бизнес-инициатив «ПрофСтарт», на котором предпринимательская компания лицея «Pro-хвостики» стала победителем в номинации «Действующий бизнес».

7 декабря  участники Медиацентра лицея «Поколение Z» приняли участие в  мастер-классе «Медиаконструктор: как создавать мультимедийные проекты»,  который проводился на базе Института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.

2 и 5 декабря 2019 года  лицеисты участвовали  в Ярмарке стартапов,  проводимой на базе НГТУ в рамках программы «Пространство роста», осуществляемой при поддержке Федерального Агентства «Росмолодежь»,  которая является продолжением школьного акселератора «Мост в будущее».

с 28 октября по 2 ноября 2019 г. на базе НГТУ ученики специализированных классов (IT направленности) лицея  участвовали в работе Мультидисциплинарной школы «Homo Creatus» по трекам: «Современные информационные технологии», «Возобновляемые энергии будущего» и «Перспективные материалы и технологии».

3 и 4 октября  ученики специализированных классов математической и инженерно-технологической подготовки стали участниками Молодежного Форума  по технопредпринимательству «Мост в будущее», который проводился Сетевым межвузовским бизнес-инкубатором НГТУ, Студенческим бизнес-инкубатором «Гараж (СБИ «Гараж») при поддержке Российского союза молодежи  по адресу, с представлением концептов «Города будущего» по трекам:

  • ИТ для «Города будущего»;
  • социальные проекты для общества будущего;
  • техностартапы для рынков будущего.

На этом мероприятии предпринимательская компания лицея «Pro — хвостики» заняла 2 место.

20 и 21 сентября  ученики специализированных классов стали участниками  фестиваля идей и технологий Rukami, который является частью федерального некоммерческого проекта Кружкового движения Национальной технологической инициативы, направленного на привлечение внимания молодежи и широкой аудитории к техническому творчеству, мейкерству, созданию собственных проектов в кружках, цель которого – привлечь внимание молодежи и широкой аудитории к техническому творчеству, изобретательству и технологиям будущего.

Лицеисты посетили  площадки Фестиваля по   таким направлениям:

  • Аэрокосмические системы;
  • Виртуальная и дополненная реальность;
  • Интеллектуальные робототехнические системы;
  • Умный город;
  • Мастерская «станки с ЧПУ»;
  • Экологический дизайн;
  • Конструирование для Доступной среды;
  • Аддитивные технологии (3D-моделирование и печать);
  • Искусственный интеллект и компьютерное зрение.

С 18 по 20 сентября 2019 года, в рамках Международного форума «Технопром — 2019», Министерство образования Новосибирской области провело третью Олимпиаду по 3D технологиям на кубок Губернатора Новосибирской области.

Ученики специализированного  11И класса инженерно-технологической подготовки Летягин Семен и Горшенкова Алла стали ее победителями.

 

Предпринимательские компетенции в навыках будущего

С целью развития предпринимательских компетенций как необходимых навыков будущего в  рамках реализации договора о сотрудничестве лицея и экономического факультета Новосибирского национального исследовательского государственного университета в лицее открыты и функционируют предпринимательские компании:

  • «ШиК» (изготовление швейных изделий, руководитель Чернова Н.С.);
  • «АИМ» (изготовление домиков, кормушек, гамаков для животных и птиц, кухонных принадлежностей, сувениров из дерева, руководитель Зенков Г.Н.);
  • «Pet-комфорт» (изготовление мягкой игрушки, товаров для домашних животных, руководитель Матвеева О.А.);
  • «Pro-хвостики» (изготовление одежды для домашних животных, брелоков для их поиска, на случай потери, руководитель Загайнова Е.Г.);
  • «Сувенир» (изготовление открыток, календарей, другой печатной и сувенирной продукции, руководитель Духовникова Л.Д.);
  • мультимедийная компания «Поколение Z» (производство медиа-продукции, руководитель Суханова Н.О.);
  • технопредпринимательская лаборатория интеллектуальных конструкций (робототехника, конструирование на основе «АРДУИНО», руководитель Дедок В.А.).

В предпринимательских компаниях заняты и ученики специализированных классов лицея. Организация жизнедеятельности предпринимательских компаний привела лицеистов к развитию социального волонтерства, к участию в социальных проектах и появлению новых социальных партнеров. Ими стали Дом ветеранов города Новосибирска и Новосибирский зоопарк им. Р. Шило.

В рамках заключенных с социальными партнерами соглашений продукция компаний передается социальным партнерам в формате проведения благотворительных акций «Дари добро».

Новосибирскому зоопарку были переданы кормушки, гамаки, лесенки, домики для птиц и мелких животных. Ветеранам вручены открытки, сувениры, предметы швейной продукции. Во время декады пожилых людей и рождественских праздников для них силами учителей и учеников лицея проведены концертные мероприятия.

Средства, вырученные от продажи изделий предпринимательскими компаниями лицея, реализованными на лицейской ярмарке «ЯШКА», переданы в благотворительный фонд помощи бездомным животным.

  1. Сводная таблица участия обучающихся специализированных классов  в конкурсных мероприятиях  в 2019/20 учебном году
  2. Трудоустройство выпускников 11М специализированного класса математической и 11И инженерно-технологической подготовки в 2019/20 уч. г.

Трудоустройство выпускников 11-х классов 2019/20 уч.г.

Класс11И11МВсего
Кол-во обучающихся212748
Классный руководительПинтилей Н.В.Ковырзина Н.А. 
ВУЗы:202646 (96%)
НГУ167 (15%)
НГТУ448 (17%)
РАНХиГС022 (4%)
НГУЭУ123 (6%)
НГПУ011 (2%)
СГУПС112 (4%)
СибГУТИ101 (2%)
НГАСУ202 (4%)
НГУАДИ011 (2%)
НГАУ101 (2%)
НГТИ (театральный институт)011 (2%)
ТГУ (политехнический)415 (11%)
СПбЭТИ101 (2%)
НИУ ВШЭ022 (4%)
СПбГУПС101 (2%)
НТИ им. Косыгина101 (2%)
РМАТ(рос. межд. акад. туризма)011 (2%)
Технический ун-т в Берлине011(2%)
Пражский ун-т011 (2%)
Пражская Академия прикладных искусств101 (2%)
Венский технический ун-т011 (2%)
не поступали, работают112(4%)
бюджет141327 (59%)
коммерч.61117(37%)
  1. Анонс перспективных программ на 2020/21 учебный год:

Сотрудник института математики, канд. ф.-м. н.,  Дедок Василий Александрович проводит занятия исследовательской и проектной деятельностью в области математики,  физики и информатики для обучающихся 7 – 11 специализированных классов лицея.

Подключаются все желающие!

Связь с преподавателем:  vasily.a.dedok@gmail.com

Преподаватель Роммель Алексей Степанович проводит занятия по «Основам 3D сканирования, реверсивного инжиниринга и компьютерного моделирования» для обучающихся инженерных классов (IT) направленности.

Можно подключаться всем желающим!

Связь с преподавателем: rommel.alex@yandex.ru

Информация о специализированных классах математической и инженерно-технологической подготовки в МБОУ ЭКЛ

В МБОУ ЭКЛ с 2010 года реализуется региональный проект по открытию специализированных классов математической и инженерно-технологической подготовки.

Цель организации работы специализированных классов административная команда лицея видит в комплексном развитии одаренных детей. Главными задачами являются создание образовательной среды максимально благоприятной для развития специальных способностей учеников и их становление как компетентных, социально адаптивных и социально ответственных личностей.

На базе данных классов реализуются программы углубленного изучения математики и сопутствующих предметов – физики, информатики. В рамках программы внеурочной деятельности реализуются программы элективных курсов, соответствующих специализации классов, учебные практики в формате «Летняя школа», организовано управление проектами и научно-исследовательской деятельностью лицеистов.

Программы направлены на обеспечение углубленного изучения отдельных учебных предметов. Таким образом, создаются условия для дифференциации содержания обучения, построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, обеспечивалась преемственность между общим и профессиональным образованием.

В основу организации жизнедеятельности специализированных классов в лицее положен системно-деятельностный подход, который предполагает подчинение единой цели всех составляющих психолого-педагогического сопровождения, основными принципами которого являются:

  • принцип бережного отношения (выявление сильных и слабых сторон обучающихся, построение индивидуальных траекторий развития);
  • принцип гуманности и открытости (ребенок, имеющий представление о своих потенциальных способностях, наращивает своей потенциал для индивидуальной самореализации);
  • принцип доступности (ступенчатое развитие ребенка не только в направлении уже выявленных способностей, но и других личностных и творческих направлениях);
  • принцип психолого-физиологической сообразности (ведущая роль интересов и актуальность потребностей ребенка в соответствии с возрастной группой);
  • принцип сотрудничества (объединение взаимодействия с семьей, учителями, социальными партнерами);
  • принцип научности (разработка модели образовательной среды, выявление одаренности и разработка специального научно-методического и психолого-педагогического инструментария).

Необходимо отметить, что в работе со специализированными классами в лицее сформировалась следующая практика работы с учителями в направлении:

  • подбор и расстановка кадров для работы с одаренными детьми;
  • оказание консультативной и диагностической помощи;
  • осуществление обмена опытом между педагогами, создание банка данных;

В системе работы с обучающимися:

  • выявление индивидуальных образовательных запросов и специфических трудностей в обучении;
  • развитие образовательной среды в соответствии с запросами обучающихся, родителей, социальных партнеров;
  • система спецкурсов, сотрудничество с представителями науки, высшей школы);
  • освоение технологий исследовательской деятельности и олимпиадной подготовки;
  • мониторинг уровня учебной успешности и академических трудностей;

В системе работы с родителями:

  • психолого-педагогическое консультирование родителей по особенностям детей, имеющих особые способности;
    организация консультаций с психологом и другими специалистами;
  • привлечение к сопровождению родителей в периоды подготовки и участия к различным конкурсным мероприятиям (особый режим труда и отдыха и т.д.).

Учитывая вышеозначенный накопленный опыт на базе этих классов проводятся семинары для педагогической общественности округа, города, региона по математике и сопутствующим предметам, по иностранному языку, по психолого-педагогическому сопровождению, так как в специализированных классах реализованы разноплановые программы психолого-педагогического сопровождения.

Для организации работы с одаренными детьми, обучающимися в специализированных классах, осуществляется командная работа, в которой:

  • управленческая команда лицея осуществляет анализ, планирование, коррекцию и координацию взаимодействия;
    рабочие группы учителей специализированных, профильных, сопутствующих и непрофильных предметов, реализуют образовательную программу в сотрудничестве с представителями науки, высшей школы и педагогами допобразования;
  • предметные кафедры осуществляют системную работу по формированию банка данных методических разработок, разрабатывают алгоритмы индивидуальных траекторий развития обучающихся, формируют банк данных программно-методического сопровождения;
  • социально-психологическая служба обеспечивает разноплановое психолого-педагогическое сопровождение и разрабатывает коррекционные программы.

В этом командном взаимодействии предметные кафедры достаточно активно разрабатывают стратегию развития специализированных классов в лицее и проявляют инициативу в поиске социальных партнеров.

Другими важными задачами реализации проекта по созданию специализированных классов в лицее является сокращение разрыва школьного образования и современной социокультурной и профессиональной интеграции личности. На базе этих классов мы стараемся реализовать идеи кластерского образования. По нашему мнению, обучающиеся специализированных классов должны уметь применять полученные знания в учебной, проектной и исследовательской деятельности, должны быть готовы к осознанному выбору профессионального образования, показывать лучшие академические, личностные, творческие и спортивные результаты.

Современные подходы к построению учебного плана с выделением особого блока внеурочной деятельности, использование технологий, направленных на социальную и профессиональную самоидентификацию обучающихся способствовали развитию у наших выпускников потребности в творческой и инновационной деятельности. Результатом этого является положительная динамика показателей качественной успеваемости по всем предметам учебного плана, наличие обучающихся, претендующих на получение аттестатов особого образца, призеры и победители муниципального и регионального туров олимпиады по профильному и сопутствующим предметам.

Сотрудничество с представителями науки и высшей школы способствует развитию конвергенции знаний наших учеников. Они свободно обращаются со сложной научной терминологией, умеют применять знания в сфере предметов естественнонаучного цикла. В учебном взаимодействии педагогов, учителей, ученых нам удается формировать у них междисциплинарные знания, являющиеся сегодня одной из ключевых компетенций современного человека.

В целях повышения эффективности организации научно-методического сопровождения преподавания МБОУ ЭКЛ ежегодно приглашает к сотрудничеству преподавательский состав высшей школы, сотрудников СО РАН: к.ф-м., преподавателя НГТУ С. В. Спутай, к.ф-м.н В.А. Дедка и др.

Каждому обучающемуся предоставляется право выбора элективных курсов и курсов внеурочной деятельности, в которые входят следующие:

  • «Проектно-исследовательская деятельность в области математики»;
  • «Курс олимпиадной подготовки по математике»;
  • «Основы робототехники»;
  • «Курс олимпиадной подготовки по физике»;
  • «Исследовательская деятельность с элементами ТРИЗ технологий»;
  • «Медицинская оптика»;
  • «Основы инженерной графики и 3Dмоделирования»;
  • «Математические модели и их применение при решении задач практического содержания»;
  • «Избранные вопросы ИКТ и программирования»;
  • «Технология научно-исследовательской деятельности в области математики и естественных наук»;
  • «Планиметрия. Систематизация знаний и практикум по решению задач»;
  • «Параметры в уравнениях и неравенствах»;
  • «Конкурсная стереометрия»;
  • «Программирование»;
  • «Конкурсная химия»;
  • «Олимпиадная подготовка по экономике».

Результативность поступления в вузы выпускников этих классов более чем на 95-98% соответствует результатам профориентационной диагностики и профессиональной адаптации. От 65 до 100% выпускников поступают на бюджетную форму обучения.

Реализацию проекта по открытию специализированных классов в лицее можно считать успешной.

Информацию подготовила заместитель директора по учебно-воспитательной работе О. В. Глыбочко